* «Сейчас молодежь уже не та!»
* «Место женщины на кухне!»
* «Все пожилые люди — мудрые и умные.»
* «Понедельник — день тяжелый»
* etc.
Слышали ли Вы когда-нибудь подобные высказывания?.. Их с легкостью можно назвать стереотипами. Данный термин ввел Липпман в первой половине XX века. Он утверждал, что есть 2 вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни. Человек получает информацию в течение жизни благодаряличному опыту. Но таким образом он получает не полное представление о мире, так как окружающая действительность слишком велика, а человеческие возможности ограничены. Остаются пробелы! Тогда человек их заполняет информацией, полученной из дополнительных источников. Он черпает знания из человеческой культуры, а этот вид тоже несовершенен и часто дает искаженное представление о мире. Но такие представления, чаще всего, крайне устойчивы и используются людьми в качестве критериев оценки явлений, фактов, событий окружающей действительности. Именно такие ригидные знания , которые усваиваются в готовом виде, Липпман назвал «СТЕРЕОТИПАМИ».
Многие из стереотипов прививаются с детства. Ребенок познает мир, ему все вокруг интересно, в голове рождается масса вопросов, которые он задает родителям. В определенном возрасте значимые взрослые являются для ребенка авторитетами. Поэтому все, что они скажут, — это истина в последней инстанции. Например, у ребенка деспотичный отец, который утверждает, что место женщины на кухне, ее мнение никого не интересует, жизнь должна строиться по «Домострою». Воспитываясь в такой семье, мальчик с возрастом может так же относиться к женщинам, как и его отец, критично не анализируя подобное представление о женской половине человечества.
Благодаря стереотипам, мир кажется таким простым, понятным, у всех явлений есть свои ярлыки, люди разделены на конкретные группы. Не надо прилагать никаких дополнительных усилий. Это иллюзорный мир, его в реальности не существует. В действительности все значительно сложнее. Каждый человек уникален. Многое зависит от психологического климата в семье, как ребенок развивался, какие у него способности, предпочтения, характер, был ли в жизни травматичный опыт, который привел к психологической травме и т.д. и т.п.
Попробуйте выйти из зоны комфорта и посмотреть на окружающий мир под другим, непривычным для Вас углом. Возможно, Вы увидите что-то новое, на что раньше просто не обращали внимания.